Хранитель Шервуда
Команда форума
Администратор
Премиум
Посмотреть вложение 17596
Минэкономразвития ожидает снижения темпов экономического роста из-за повышения НДС с 18% до 20%, однако эти опасения могут быть напрасными
Минэкономразвития на прошлой неделе представил обновленный прогноз социально-экономического развития России на ближайшие годы. Авторы документа отмечают, что их оценки учитывают задачи нового президентского «майского указа» №204, нацеленного на рост производительности труда, увеличение доли малого бизнеса в ВВП, расширение не-сырьевого экспорта и обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения. Насколько реалистичен прогноз МЭР и есть ли у российской экономики шансы выйти на среднемировые темпы развития к началу 2020-х годов?
Под грузом НДС
Сразу же обращает на себя внимание тот факт, что МЭР ожидает снижения темпов экономического роста в 2019 году до 1,4% ВВП против 1,9% в 2018 году. Одной из причин замедления авторы доклада называют повышение НДС с 18% до 20%, которое может повлечь за собой кратковременный всплеск инфляции, что, в свою очередь, скажется на замедлении реальных темпов роста зарплат.
В качестве еще одной важной причины снижения реальных темпов роста заработных плат в докладе названо замедление индексации зарплат работников бюджетной сферы в 2019 году и перенос сроков индексации доходов отдельной категории бюджетников на четвертый квартал (а не с 1 января, как обычно). Другое условие предложенной ведомством прогнозной модели — ожидание снижения мировых цен на нефть (до $63,4 в 2019 году).
Такой прогноз представляется очень консервативным. Рост НДС вряд ли можно считать коренным фактором пересмотра ожиданий МЭР, его стоит учитывать вместе с набором других — геополитикой, ценами на нефть, мировым и национальным спросом в экономике и прочих. Влияние изменения НДС на экономический рост, по нашим оценкам, будет носить краткосрочный характер и на темпах роста ВВП скажется незначительно.
Негативные последствия от повышения налога на добавленную стоимость могут быть компенсированы за счет роста государственных расходов в медицине, образовании, пенсионном обеспечении. В том числе за счет дополнительных поступлений от более высокой ставки налога. Доля НДС в общем объеме доходов достаточно стабильна и составляет около 28-30%. Таким образом, при доходах бюджета в районе 15 трлн рублей на НДС при ставке 18% приходится примерно 4,2-4,5 трлн рублей. Это значит, что при повышении ставки до 20% доходы бюджета могут увеличиться на 470-600 млрд рублей.
Другим элементом, компенсирующим негатив, может стать увеличение инвестиционных расходов федерального бюджета и реализация проектов инфраструктурного строительства. Как показал прошлый опыт, реализация масштабных инфраструктурных проектов, подобных возведению Керченского моста или газопровода «Сила Сибири», может одномоментно дать заметный вклад в рост ВВП через значительное увеличение объемов строительных работ и промышленного производства.
И, наконец, стоимость нефти, которую МЭР заложило на уровне $63,4 на будущий год. Это выше, чем в предыдущем прогнозе ($61,4), но большинство экономистов считают, что котировки «черного золота» в будущем году могут уйти куда выше, и указывают на возвращение американских санкций против энергетического сектора Ирана, сложную ситуацию в Венесуэле, перебои поставок из Ливии.
Нефть мгновенно и чутко реагирует на геополитические риски, а учитывая тот подход в глобальной политике, которого придерживается Дональд Трамп, ближайшие годы обещают нам еще немало сюрпризов. Чего только стоят инициированные Вашингтоном торговые войны, реальные последствия которых еще предстоит оценить.
В этой связи долгосрочный макроэкономический прогноз «БКС Премьер» отражает более оптимистичный взгляд на цены на нефть ($73 в 2019 году). В совокупности с высокими темпами добычи, такой уровень цен способен поддержать нашу экономику через рост чистого экспорта.
В надежде на рост
По нашему мнению, проведение жесткой бюджетной и монетарной политики будет оказывать умеренное сдерживающее влияние на темпы экономического роста в краткосрочной перспективе. Однако, в долгосрочной перспективе мы ожидаем возобновление цикла снижения ключевой ставки ЦБ. Это приведет к росту доступности кредитования и должно поддержать ускорение темпов роста ВВП.
Вместе с тем, резюмируя оценки обновленного прогноза МЭР, можно заключить, что его краткосрочная часть видится излишне консервативной. По нашим оценкам, ВВП с 1,7% в 2018 году ускорится до 1,9-2% в 2019 году. При этом долгосрочный прогноз роста экономики, близкий к среднемировому уровню выше 3% в 2021-2024 годах, напротив, требует более фундаментальных обоснований.
Настройка налоговой системы, реформа пенсионной системы, рост инфраструктурных расходов — это, безусловно, важно, но без масштабных структурных реформ, направленных на улучшение делового и инвестиционного климата, будет сложно добиться кардинального увеличения темпов роста ВВП. Кроме того, важно понимать, что представленная прогнозная модель не учитывает вероятности введения новых санкций, а также замедления глобального роста из-за введения ключевыми странами взаимных торговых ограничений.
Минэкономразвития ожидает снижения темпов экономического роста из-за повышения НДС с 18% до 20%, однако эти опасения могут быть напрасными
Минэкономразвития на прошлой неделе представил обновленный прогноз социально-экономического развития России на ближайшие годы. Авторы документа отмечают, что их оценки учитывают задачи нового президентского «майского указа» №204, нацеленного на рост производительности труда, увеличение доли малого бизнеса в ВВП, расширение не-сырьевого экспорта и обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения. Насколько реалистичен прогноз МЭР и есть ли у российской экономики шансы выйти на среднемировые темпы развития к началу 2020-х годов?
Под грузом НДС
Сразу же обращает на себя внимание тот факт, что МЭР ожидает снижения темпов экономического роста в 2019 году до 1,4% ВВП против 1,9% в 2018 году. Одной из причин замедления авторы доклада называют повышение НДС с 18% до 20%, которое может повлечь за собой кратковременный всплеск инфляции, что, в свою очередь, скажется на замедлении реальных темпов роста зарплат.
В качестве еще одной важной причины снижения реальных темпов роста заработных плат в докладе названо замедление индексации зарплат работников бюджетной сферы в 2019 году и перенос сроков индексации доходов отдельной категории бюджетников на четвертый квартал (а не с 1 января, как обычно). Другое условие предложенной ведомством прогнозной модели — ожидание снижения мировых цен на нефть (до $63,4 в 2019 году).
Такой прогноз представляется очень консервативным. Рост НДС вряд ли можно считать коренным фактором пересмотра ожиданий МЭР, его стоит учитывать вместе с набором других — геополитикой, ценами на нефть, мировым и национальным спросом в экономике и прочих. Влияние изменения НДС на экономический рост, по нашим оценкам, будет носить краткосрочный характер и на темпах роста ВВП скажется незначительно.
Негативные последствия от повышения налога на добавленную стоимость могут быть компенсированы за счет роста государственных расходов в медицине, образовании, пенсионном обеспечении. В том числе за счет дополнительных поступлений от более высокой ставки налога. Доля НДС в общем объеме доходов достаточно стабильна и составляет около 28-30%. Таким образом, при доходах бюджета в районе 15 трлн рублей на НДС при ставке 18% приходится примерно 4,2-4,5 трлн рублей. Это значит, что при повышении ставки до 20% доходы бюджета могут увеличиться на 470-600 млрд рублей.
Другим элементом, компенсирующим негатив, может стать увеличение инвестиционных расходов федерального бюджета и реализация проектов инфраструктурного строительства. Как показал прошлый опыт, реализация масштабных инфраструктурных проектов, подобных возведению Керченского моста или газопровода «Сила Сибири», может одномоментно дать заметный вклад в рост ВВП через значительное увеличение объемов строительных работ и промышленного производства.
И, наконец, стоимость нефти, которую МЭР заложило на уровне $63,4 на будущий год. Это выше, чем в предыдущем прогнозе ($61,4), но большинство экономистов считают, что котировки «черного золота» в будущем году могут уйти куда выше, и указывают на возвращение американских санкций против энергетического сектора Ирана, сложную ситуацию в Венесуэле, перебои поставок из Ливии.
Нефть мгновенно и чутко реагирует на геополитические риски, а учитывая тот подход в глобальной политике, которого придерживается Дональд Трамп, ближайшие годы обещают нам еще немало сюрпризов. Чего только стоят инициированные Вашингтоном торговые войны, реальные последствия которых еще предстоит оценить.
В этой связи долгосрочный макроэкономический прогноз «БКС Премьер» отражает более оптимистичный взгляд на цены на нефть ($73 в 2019 году). В совокупности с высокими темпами добычи, такой уровень цен способен поддержать нашу экономику через рост чистого экспорта.
В надежде на рост
По нашему мнению, проведение жесткой бюджетной и монетарной политики будет оказывать умеренное сдерживающее влияние на темпы экономического роста в краткосрочной перспективе. Однако, в долгосрочной перспективе мы ожидаем возобновление цикла снижения ключевой ставки ЦБ. Это приведет к росту доступности кредитования и должно поддержать ускорение темпов роста ВВП.
Вместе с тем, резюмируя оценки обновленного прогноза МЭР, можно заключить, что его краткосрочная часть видится излишне консервативной. По нашим оценкам, ВВП с 1,7% в 2018 году ускорится до 1,9-2% в 2019 году. При этом долгосрочный прогноз роста экономики, близкий к среднемировому уровню выше 3% в 2021-2024 годах, напротив, требует более фундаментальных обоснований.
Настройка налоговой системы, реформа пенсионной системы, рост инфраструктурных расходов — это, безусловно, важно, но без масштабных структурных реформ, направленных на улучшение делового и инвестиционного климата, будет сложно добиться кардинального увеличения темпов роста ВВП. Кроме того, важно понимать, что представленная прогнозная модель не учитывает вероятности введения новых санкций, а также замедления глобального роста из-за введения ключевыми странами взаимных торговых ограничений.